Крановые электродвигатели — довольно надежные устройства, которые, впрочем, не застрахованы от поломок. При неудовлетворительном обслуживании или длительной работе без обслуживания они могут выйти из строя, как и любое другое крановое оборудование. Взглянем на самые распространенные неисправности крановых электродвигателей.
Механические повреждения
В эту большую группу неполадок относятся все проблемы, вызванные механическим износом, поломкой конкретных деталей и так далее. Чаще всего причина отказа кранового электродвигателя кроется в неисправности подшипников. Решение довольно простое — замените подшипники, они недорого стоят.
У крановых двигателей нередко ломается вал. Если часто нагружать устройство сверх меры, вал может искривиться, а то и вовсе переломиться. В этом случае поможет лишь замена всего мотора.
При неправильной эксплуатации у кранового электродвигателя может возникнуть такая проблема, как биение коллектора или колец. Как правило, выправить их невозможно; гораздо проще купить новый мотор.
Электрические повреждения
Сюда включены все неполадки, которые возникают из-за нарушения тока. Нередко электрические повреждения вызваны в частности механическими поломками, так что деление здесь весьма условное.
Асинхронные электродвигатели могут страдать от физического повреждения обмоток. У старых двигателей изоляция может изнашиваться, открывая доступ к обмотке. Это приводит к витковым замыканиям в катушке, межфазным замыканиям в обмотке и другим неприятностям, которые в итоге выводят двигатель из строя. Внешне такие замыкания можно определить по гудению двигателя, затрудненному пуску, перегреву катушек. Если в электродвигателе случилось витковое замыкание в одной фазе, то его можно распознать по сильному перегреву катушки или повышению тока в поврежденной обмотке. Решение у такой проблемы только одно — покупка нового двигателя.
В электродвигателях с фазным ротором бывает сложно определить, где именно произошло витковое замыкание — в статоре или роторе. Чтобы точнее определить место неполадки, можно подключить обмотки статора к сети и измерить напряжения между кольцами ротора. Если пары колец держат между собой разное напряжение, то проблема кроется именно в витковом замыкании. А чтобы определить его местоположение, измерьте напряжение во время поворота заторможенного ротора. Если напряжение изменяется (причем неодинаково), то проблема в обмотке статора. Если же напряжение остается прежним, то неполадка кранового электродвигателя кроется в обмотке ротора.
Большинство электрических повреждений любых крановых электродвигателей (не только асинхронных) не поддается ремонту. Если вы обнаружили короткие замыкания, обрыв обмоток, пробой изоляции или другую подобную неисправность, то вам с большой вероятностью придется заменять весь двигатель.
Обмотки наиболее уязвимы в местах изгиба, выхода из пазов или перекрещивания в лобовых частях. Обращайте особое внимание на эти зоны, производя осмотр электродвигателя.
Магнитные повреждения
Магнитные повреждения вызываются ослаблением прессовки листов стали. Из-за этого замыкание между ними становится неконтролируемым или некорректным. Это приводит к массе самых неприятных последствий, включая ослабление нужного тока, слабый старт двигателя, короткие замыкания и так далее. Иногда магнитные повреждения можно исправить, если закрепить листы стали внутри двигателя. Но это очень сложная и дорогая процедура, которая редко окупается. Гораздо проще заменить электродвигатель на новый.
Большинство проблем крановых электродвигателей приводят к замене детали на новую. К сожалению, ремонт этих моторов очень дорог и редко окупается. Если двигатель уже вышел из строя, проще заменить его на новый. Но на этот раз постарайтесь использовать его в правильных условиях: без перегрузки, со своевременным обслуживанием и подходящими параметрами электросети.